ТиПО 21 века — нужны специалисты для своей страны, а не для соревнований на зарубежном оборудовании!

«Современное образование» Казахстан, № 1 (105) от сентября 2017 года

После распада СССР внедрение новых технологий в странах СНГ практически полностью прекратилось — все 90-е годы и начало «нулевых» страна жила за счет советских разработок и инерции — обучение же и воспитание квалифицированного рабочего вообще сошло на нет. Когда в начале XXI века потихоньку заговорили о восстановлении промышленного производства, про рабочего опять забыли. Молодых людей готовили без учёта реальных кадровых потребностей, весьма приблизительным было ориентирование на рынок труда, выпускники колледжей и техникумов обычно работали не по специальности, отсутствовали у них и практический опыт, и реальное знание производства.

Однако рынок труда диктует свои требования и они должны стать основой для эффективности всего образовательного процесса, начиная с профильных училищ и колледжей, заканчивая университетами. Отметим, что уровнем подготовки в профобразовании недовольны во всех странах мира. И это объективная ситуация — промышленность развивается очень быстрыми темпами и классическое профессиональное образование не в состоянии угнаться за ее запросами ни в Европе, ни в Америке. Весь вопрос в том, как быстро базовое профессиональное образование позволяет выпускнику адаптироваться к условиям современного производства и ожиданиям работодателя!

Современное производство изменилось кардинально — это мир автоматики и нового направления техники: мехатроники. Сейчас машины с множеством механических подвижных частей исчезают; функции передачи движений, усилий и позиционирования все больше переходят от электромеханических к компактным электропневматическим, гидравлическим и гибридным приводам. Управление автоматикой берут на себя промышленные контроллеры и компьютеры по сигналам от миниатюрных датчиков; электрические системы уступают место электронной, оптоволоконной и лазерной технике. Эти направления развития техники и определяют тот путь, которым предстоит идти профессиональному техническому образованию планеты в начале ХХI века.

Проще говоря, одной механикой и классическими дисциплинами современного «мастерового» не воспитаешь, а если не освоить требуемое — неминуемы как серьезное промышленное отставание, так и техногенные катастрофы. Если совсем просто:

рабочий завтрашнего дня — это специалист широкого профиля, владеющий основами программирования, разбирающийся в схемах машин, установок и линий, на которых он работает, умеющий определить и устранить неисправность, быстро осваивающий новую технику.

Предприятия всё в большей степени нуждаются в специалистах-универсалах, понимающих как электронную технику управления, электромеханику, так и гидропневмоавтоматику. Причем речь идет не о поголовном знании тонкостей электрики или основ программирования на конкретной машине или станке — речь идет о понимании системного взаимовлияния элементов и их взаимодействий.

«Чего же не хватает сегодня в техническом образовании?» — а именно этого — понимания общих подходов к автоматизации. Все учебные центры промышленных предприятий, которые мы оснащали за последние 20 лет (а их более 20), в первую очередь заказывали нам одно и тоже — тренажеры для подготовки специалистов по наладке и обслуживанию автоматических линий и установок! Ведь сегодня все — от стиральной машины и линии фасовки муки до станка с ЧПУ и автопилота самолета — автоматизировано! Но мы в профессиональном образовании как будто этого не замечаем. Как разделили в прошлом веке технику на дисциплины, так и ковыряемся до сих пор каждый в своей части — электрик в электрических схемах, программист в компьютере, а механик во всем остальном. Но уже наступил ХХI век и

пора поправить содержание профессионального образования в сторону междисциплинарных комплексных знаний! Как это сделать? Ввести новую общепрофессиональную дисциплину «Основы промышленной автоматики».

Сегодня для этого все есть! В отдельности. Нет только единой картины. А она, на наш взгляд, состоит в следующем.

Лучшее воплощение автоматики — сам человек. Его мозг получает информацию о происходящем через органы чувств и, в зависимости от этого, выдает команды на мышцы, чтобы предпринять какое-либо следующее логическое действие, например:

  • яркий свет в глаза — команда на мышцы век (закрыть) и/или мышцы шеи (отвернуться);
  • громкий звук — мышцы рук и пальцев обеспечивают движение к закрыванию ушей;
  • взялись за горячее рукой — команда мышцам отдернуть руку.

Так же работает любая автоматическая система (робот, манипулятор, станок с ЧПУ и т. д.), т. е. датчики (органы чувств) сообщают в программируемый контроллер (мозг системы) информацию о текущем событии, а контроллер после ее обработки по заданной программе выдает команду на электро-, гидро-, или пневмопривод (мышцы системы) для совершения какой-либо операции движения, о выполнении которой опять-таки датчики сообщают в контроллер. А это повод для следующего шага. И так по 20 раз в секунду происходит обмен информацией с внешней средой — опрос входных сигналов.

Таким образом, в курсе «Основы промышленной автоматики» следует познакомить учащихся с такими понятиями как «Датчики в системах автоматики», «Приводы в системах автоматики», в том числе электрические, пневматические и гидравлические, а также «Программируемые логические контроллеры» с основами программирования и релейной автоматики. Весь курс в обязательном порядке должен быть подкреплен работой на стендахтренажерах как по изучению принципа действия аппаратов и устройств, так и личному монтажу и наладке комплексных систем автоматики и приводов (примерно так, как это происходит на соревнованиях WSI по мехатронике и промышленной автоматике).

Вся эта стендовая тренажерная техника и методическое обеспечение серийно изготавливаются в нашей компании, как и система подготовки преподавателей. Теперь нужны четкие ФГОС и утвержденные образовательные программы для их системного решения. Над этим сегодня и работают в России, в том числе с участием нашей компании. И прежде всего мы постараемся

ввести «Основы промышленной автоматики» в общепрофессиональные дисциплины, вдобавок к уже существующим черчению и компьютерной графике, метрологии и материаловедению, электротехнике и информатике. После чего нужно будет системно взяться за подготовку преподавателей по этому направлению и повышение квалификации остальных.

Надо сказать, что в России с 2017 г. такой подход начинает внедряться на государственном уровне (Поручение Президента Р Ф № 2582 от 29−12−2016). Пока, правда, частично — без изменения содержания, о котором шла речь выше. Поручено проводить конкурсы профессионального мастерства и итоговые аттестации на тренажерном и реальном оборудовании. За образец принято движение WORLDSKILLSINTERNATIONAL (WSI) — всемирный конкурс профессионального мастерства. А началось все с 2013 г. Проиграв первый для РФ чемпионат мира WSI, общество вдруг осознало, что за двадцать лет профобразование в стране сильно отстало от мировых тенденций. И правительство приняло решение — направить все силы на подъем интереса к рабочим профессиям, организовать по всей стране подготовку к соревнованиям на мировом уровне. И первые решения были правильные — начали в регионах создавать РКЦ — региональные координационные центры на базе ведущих колледжей для координации работ и организации региональных соревнований. Но… оснащать их начали дорогущим западным оборудованием, станками и материалами для соревнований, т. е. оборудованием, на котором учиться нельзя! Понятно, что результата это не давало — ведь прежде чем выходить на соревнования, надо серьезно пересмотреть всю систему подготовки. Участники из РФ проигрывали не потому, что у них другой станок с ЧПУ, а потому, что нет системы в подготовке современных операторов и наладчиков. Та же ситуация и с мехатроникой — для победы нужно было не просто знать оборудование для соревнований (а оно постоянно меняется), но быть готовым к монтажу и наладке пневматики и контроллеров, электро- и гидроприводов, знать правила электромонтажа и применения датчиков разных типов и принципа действия, т. е. всего того, чего сегодня не изучают в наших колледжах и до сих пор нет в образовательных стандартах (ФГОС).

Особенно ярко ошибка в выборе оборудования для РКЦ проявилась в компетенции САНТЕХНИКА. Для соревнований WSI используют материалы и оборудование фирм-производителей медных труб и материалов, в то время как в России и странах СНГ монтаж сантехники медными трубами не ведется!

Однако

со временем и в руководстве учебных заведений приходит понимание того, что нужно готовить ребят для производств своей страны, а не для соревнований на зарубежном оборудовании!

К сожалению, пока нет осознания того, что нужно заботиться о получении студентами серьезных базовых общепрофессиональных компетенций, опираясь на которые затем будет легко получить и нужные профессиональные навыки и знания. И использовать для этого нужно весь современный арсенал современного учебно-лабораторного и тренажерного оборудования для профобразования. Как показывает анализ мирового рынка, в России сегодня этот вид товаров опережает Европейский как по количеству направлений, так и по качеству учебного материала. Так, например, Эстония закупила наши лаборатории по подготовке сварщиков и ведет переговоры по подготовке операторов станков с ЧПУ.

Отметим и еще одно важнейшее направление развития профобразования. В РФ с 2014 года вместе с WORLDSKILLS RUSSIA проводят конкурс профессиональных навыков среди школьников — JUNIORSKILLS. Оценивают работу детей по тем же параметрам, что и взрослых! И нашли где готовить детей к соревнованиям — в кружках и центрах детского творчества, для чего Министерство образования РФ проводит целевое финансирование Дополнительного образования и создание инженерных классов в школах. Помогает и Минпромторг, выделяя малому бизнесу по 100 тыс. $ на оснащение в регионах современным станочным оборудованием ЦМИТов — центров молодежного технического творчеств, где по уставу до 60% времени должны уделять работе с детьми, в том числе и подготовке к соревнованиям.

Движение JUNIORSKILLS, как нам представляется, имеет гораздо большее значение для стран ЕАЭС, т. к. демонстрирует не готовых мастеров, а формирует ростки нового поколения, юный технический потенциал страны, будущую надежную смену, работающую в ходе соревнований на специальном максимально безопасном, наглядном и недорогом учебно-лабораторном оборудовании и по новым перспективным методикам.

Например, именно благодаря методикам, предложенным компанией «Дидактические Системы» г. Москвы, удалось поставить к станкам с ЧПУ совсем юных школьников в возрасте от 10 до 17 лет. И эта методика принята сегодня в качестве основной для подготовки преподавателей и экспертов для этих соревнований. Так же по-новому компания «Дидактические Системы» готовит и преподавателей по курсу «МЕХАТРОНИКА». После чего и дети 10−17 лет успешно ведут наладку сложных современных тренажерных комплексов, которые далеко не каждый инженер сможет наладить. Можно быть уверенным, что через 10−15 лет Россия вернет себе лидерство в техническом образовании. Хотелось бы пожелать и Казахстану не отставать в этом от своих друзей, т.к. движение JUNIORSKILLS планируется презентовать как мировой тренд в 2019 г. на мировом первенстве WSI в Казани.

С образованием Евразийского Союза (ЕАЭС) создались новые реалии в рамках нового общего экономического пространства, которые дают широкие возможности для развития бизнес-среды, совместных бизнес-проектов, продвижения товаров и услуг в рамках новых экономических условий.

В настоящее время, несмотря на некоторый экономический спад во многих отраслях, роль промышленности остается одним из решающих факторов.

Сегодня созрела необходимость в рамках Евразийского экономического союза организовать координационный совет по подготовке кадров для промышленных отраслей, по разработке совместных образовательных стандартов, выполнению совместных проектов по подготовке и переподготовке специалистов.

И здесь может служить хорошим примером опыт компании «Дидактические Системы», которая более 26 лет помогает ведущим промышленным предприятиям СНГ создавать свои учебные центры с полным программным и методическим обеспечением и соответствующей подготовкой преподавателей. Также в этом плане может оказать содействие журнал «Современное образование», учитывая большой опыт в сфере медийной поддержки реализации образовательных проектов.

Владимир ФЕДОТОВ, к.т.н., директор ЗАО «Дидактические Системы», г. Москва