Урок технологии — на Детском Заводе!

Часть I

Cтаршее (да и среднее) поколение учителей хорошо помнит УРОКИ ТРУДА во времена, когда они сами были школьниками. Девочки — рукодельничали, мальчики — учились обращаться с рубанком и стамеской, пилой и молотком.

И ведь здорово пригодилось в жизни - не оспоришь!

Ныне место уроков труда формально заняли УРОКИ ТЕХНОЛОГИИ, с той лишь разницей, что никаких практических навыков маленькому человечку эти уроки не дают — это изначально не предусмотрено! Чтобы убедиться в этом, достаточно просмотреть Примерные программы по технологии для основного общего и среднего (полного) общего образования.

«Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Уход за одеждой»… Пара уроков электротехники, какие-то мифические «Проектные работы»…

Сограждане, дорогие, о чём мы говорим? Какая школьная профориентация? Скоро юноша-выпускник напильник от пассатижей отличать не будет.

В конце концов, это становится просто опасным. Впору уже обсудить вопрос о самосохранении общества.

Пора с головы переворачиваться на ноги. Тем более, что современное учебное оборудование позволяет реализовать программу школьного предмета «Технология» на качественно новом уровне.

Новое качество получается тогда, когда ученик на уроке попадает в настоящую производственную среду. Только не в такую, как на уроках технологии в нынешних старших классах, с темами: «Нормирование и оплата труда», «Проектирование в профессиональной деятельности», «Функционально-стоимостной анализ» и прочей виртуальщиной.

Нет, речь идёт о настоящем производственном процессе: от разработки изделия, через различные стадии изготовления — до выпуска готового образца. И всё это — своими руками, в пределах школьных классов и лабораторий, безопасно и посильно для детей!

ЗАО «Дидактические Системы» (ДиСис) предлагает организовать этот процесс в школе в форме ДЕТСКОГО ЗАВОДА.

Детский Завод — это, одновременно, и готовая системная программа для уроков технологии, и линейка специализированного учебного оборудования для школ.

Учебная техника, которую уже 30 лет разрабатывает и производит ДиСис, отвечает нескольким базовым принципам, которые, собственно, и отличают учебное оборудование:

  • ученики должны работать с настоящими промышленными элементами — никаких игрушек!;
  • коллективные демонстрационные опыты и созерцание полностью исключены;
  • ученик находит техническое решение поставленной ему задачи самостоятельно (в пределах своих возможностей) и самостоятельно (или в составе мини-бригады из двух-трех товарищей) ПРАКТИЧЕСКИ реализуют свое решение на укомплектованном всем необходимым учебном рабочем месте.

Сразу постараемся успокоить учителей. Детский Завод — это полноформатный Образовательный Комплекс. Он имеет исчерпывающую методическую поддержку вплоть до поурочных планов. Так что, для подготовки к занятиям не придётся выискивать информацию в разных местах.

Структурированные методические пособия, прикладные программы для компьютера, плакаты, инструкции сопровождают каждый шаг производственного процесса на уроках технологии.

Программа «Детский Завод», как всякая производственная программа, предполагает порядок, последовательность и достаточную продолжительность по времени. Если говорить о полной производственной программе, то ученики, «встав» в сентябре на производственную траекторию Детского Завода, как раз к концу учебного года выпустят готовое работающее изделие.

Вместе с тем, наша Программа «Детский Завод» «…не догма, а руководство к действию…». Это очень гибкий инструмент. Учителя могут использовать фрагменты Программы, комбинировать их по собственному усмотрению. Важно, что в любых комбинациях фрагменты имеют полноценное методическое обеспечение.

Учебная идеология Детского Завода годится для любого возраста. Однако, очевидно, что учащийся 5-го класса не может в отведённое для занятий время приобрести необходимые навыки и выполнить работу, на которую способен учащийся 7-го класса. Поэтому, в школе по одинаковым по названию учебным предметам у разных возрастов — разные по сложности программы.

Вышесказанное справедливо и в отношении Программы «Детский Завод», которая рассматривается как учебная программа школьного предмета «Технология».

ЗАО ДиСис разработало Образовательные комплексы «Детский завод» разных уровней сложности, рассчитанные на учащихся разных возрастов.

Тем не менее, все эти уровни объединяет главная идея: ученик проходит настоящий последовательный производственный цикл, приобретая и рабочие навыки, и непосредственные представления о работе настоящего предприятия.

В последующих частях мы продолжим знакомство с Программой «Детский Завод» для школьных уроков технологии и с учебным оборудованием для её реализации.

Кандидат технических наук

Маландин Геннадий Юрьевич